Лучевая терапия. Точность дозы проверена
Чтобы результат лечения был наилучшим, лучевая терапия должна быть проведена очень точно. Но не менее важно, чтобы все процедуры были проведены безопасно, с заботой о защите здоровых органов и тканей, ведь именно от этого зависит в дальнейшем качество жизни человека.
Об особенностях планирования лучевого лечения и всех важных нюансах этого процесса нам рассказала инженер-радиолог, медицинский физик Больницы израильской онкологии LISOD Ирина Репецкая.
— Кто такой медицинский физик? Какова роль этого специалиста в лучевой терапии?
— Лучевая терапия, радиотерапия или облучение – кажется, что любое название метода лечения звучит страшно.
Но если уметь управлять этим процессом, то бояться нечего. Оборудование создает поток высокоэнергетических электронов и фотонов и направляет их в место в организме, где расположена опухоль. Моя работа и состоит в том, чтобы запрограммировать систему для этого процесса.
А опасность может возникнуть на самом деле, если не знать, как корректно работать на линейном ускорителе.
— Как проходит подготовка к облучению? Много ли времени занимает этот процесс?
— До начала лучевой терапии необходимо создать план (модель) лечения. Мы приступаем к нему, как только консилиум специалистов LISOD принимает решение о том, что конкретному пациенту рекомендовано облучение.
Планирование – очень важная часть лечения. Результат зависит от того, насколько точно выбрана доза и место, куда направлен луч. Если что-нибудь сделать неправильно, это может повлиять на здоровые ткани, а мы этого не хотим.
Первая процедура, на которую приходит пациент, — КТ-симуляция. Это компьютерная томография, но проводится она в той позиции, в которой пациент потом будет лечиться.
Критически важно, чтобы на каждом сеансе облучения пациент лежал в одной позе и погрешность не превышала 1-3 мм. Чтобы контролировать правильность позиционирования, наносим на кожу специальные рентгеноконтрастные метки и делаем крошечные татуировки. Но если это область головы и шеи, то метку ставим на фиксировочной маске.
В соответствии с данными КТ и рекомендациями международных протоколов, лучевой терапевт определяет объем облучения. Он определяет органы, которые будут мишенью для облучения, и критические органы — то есть те ткани, которые нуждаются в особой защите от воздействия радиации. Таким образом, создается трехмерная модель пациента, которая передается медицинским физикам.
Наша задача – выбрать форму поля облучения, рассчитать направление, углы, дозу, ее распределение и т.д. Современное оборудование позволяет создавать поле облучения, точно повторяющее контуры опухоли. Объем облучения может меняться на разных этапах лечения. План согласовывается с заведующим отделением лучевой терапии, а также руководителем направлений лучевой терапии и клинической онкологии LISOD доктором Цви Бернштейном (Израиль).
— Как рассчитывается доза радиации и от чего она зависит? Могут ли специалисты быть уверенными, что опухоль получила всю рассчитанную дозу?
— При планировании мы видим суммарное дозовое распределение и оцениваем его вместе с лучевыми терапевтами. В лучевой терапии существуют предельно допустимые дозы воздействия ионизирующего излучения для каждого органа и структуры. Эти дозы определены радиобиологически. Именно поэтому мы тщательно проверяем, чтобы нагрузка на критические органы не превышала определенных цифр, и таким образом не допускаем развития лучевых осложнений.
Лучевой терапевт и медицинский физик выбирают лучший план облучения для каждого пациента. Поскольку у нас установлено современное оборудование, мы можем быть уверены в том, что опухоль получит 100% рассчитанной дозы облучения, прилегающие органы и ткани будут максимально защищены от негативного воздействия.
— В LISOD установлен новейший линейный ускоритель Halcyon от Varian. Какими преимуществами и возможностями обладает это оборудование для пациентов и медицинского персонала?
— В целом, линейный ускоритель Halcyon — это оборудование последнего поколения с высокой эффективностью. Ускоритель полностью нацелен на потребности наших пациентов. Оборудование подходит для лечения большинства онкологических заболеваний.
Мы можем проводить:
- лучевую терапию модулированной интенсивности (IMRT);
- объемную ротационную терапию (VMAT).
Есть возможность в определенных случаях проводить:
- стереотаксическую лучевую терапию (SBRT);
- стереотаксическую радиохирургию (SRS).
Поле облучения полностью воспроизводит форму новообразования. При изменении размеров или формы опухоли мы корректируем лечение, чтобы не страдали здоровые органы.
Сеанс лечения с использованием технологий VMAT длится несколько минут, визуализация опухоли перед каждой процедурой — около 15 секунд.
— Лучевая терапия должна быть не только точной, но и безопасной. Кто из специалистов отвечает за безопасность облучения для пациента?
— Планированием и проведением лучевой терапии в LISOD занимается целая команда специалистов. Это лучевые терапевты, медицинские физики, технологи, а также медсестры. Каждый из нас действует четко и осознанно, чтобы пациент получил от лечения только пользу и чтобы качество жизни из-за процедур не пострадало.
На всех этапах мы действуем вместе. Обязательно следуем рекомендациям международных протоколов. Проверяем план лечения несколько раз, чтобы убедиться в правильности расчетов. Для нас безопасность – не просто слово, а принцип, с которым мы сверяем каждый свой шаг.
— Какие советы вы могли бы дать пациентам, которые будут проходить лучевую терапию?
— Очень важно не ошибиться с выбором медицинского учреждения. Целесообразно не ориентироваться только на что-то одно – фамилию врача или современный аппарат. В больнице должно быть все вместе – и новое оборудование, и команда специалистов, обученная работать на такой аппаратуре, с немалым опытом!
Как медицинский физик не представляю, как может проводиться лечение без участия моих коллег, ведь только один лучевой терапевт не может учесть абсолютно все нюансы.
Также пациенты должны задавать вопросы. И слышать ответы. Если что-то пугает, что-то непонятно, есть сомнения. Там, где действительно хотят помочь вам, не побоятся рассказать абсолютно все о лечении — и о том, как оно проводится, и о возможных побочных эффектах и их предупреждении.
Обратите внимание и на подготовку к облучению, к фиксации тела в одной позиции – это очень важно. И если вас не укладывают с точностью до нескольких миллиметров, вы не можете быть уверены, что доза облучения попадет точно в опухоль.
Знайте, что специалисты LISOD готовы помочь каждому, у кого диагностировано онкологическое заболевание. У нас есть все для того, чтобы провести качественное и безопасное лечение.