Лучевая терапия: опухоль под прицелом

Хирургия, лучевая терапия и химиотерапия — «три кита», на которых держится современная комплексная онкологическая помощь. Их эффективное применение в соответствии с международными протоколами лечения позволяет достигнуть длительной ремиссии, и человек может возвратиться к привычному образу жизни.Лучевая терапия для лечения онкологических заболеваний применяется практически при любой стадии самостоятельно или как компонент комплексного лечения.

Именно об этом методе борьбы с раком мы поговорим с Цви Бернштейном, клиническим онкологом, лучевым терапевтом Больницы израильской онкологии LISOD, одним из ведущих радиотерапевтов Израиля.
Это доктор с уникальными знаниями и более чем 40-летним опытом работы — в онкологическом отделении медицинского центра Рамбам (Хайфа, Израиль) и специализировался в ведущих клиниках США, Австрии, Швейцарии, Великобритании, Польши. Он внес значительный вклад в развитие современных методов радиотерапии. Сегодня его работы с соавторами из Бельгии и Австрии по лучевой терапии рака желудка используются в качестве методических рекомендаций Европейской организации исследования и лечения рака (EORTC).

— Доктор Бернштейн, какой процент онкологических пациентов нуждается в проведении лучевой терапии? При каких диагнозах без лучевой терапии не обойтись?

— По данным ВОЗ, радиотерапия требуется в 70-75% случаев онкологических заболеваний. ЛТ как единственный метод лечения применяется при локализованных опухолях, таких как рак гортани или простаты на ранних стадиях; при немеланомном раке кожи, раке головы и шеи. Также лучевая терапия важна при радиочувствительных типах опухолей, таких как семинома и лимфомы. На более поздних стадиях заболеваний ЛТ используется до, во время или после операции и часто сочетается с химиотерапией, а в последнее время — и с иммунотерапией в качестве сопутствующего или адъювантного лечения, которое проводится после радикальной операции и направлено на уничтожение микрометастазов.

— Какие виды лучевой терапии применяются в настоящее время?

— Существует два основных метода лучевой терапии: внешняя и внутренняя.
Вид лучевой терапии, которую может пройти пациент, зависит от многих факторов: типа рака, размера опухоли, расположения опухоли в организме, от того, насколько близко опухоль находится к здоровым органам и тканям, чувствительным к радиации, от общего состояния здоровья и истории болезни, от того, планируется ли применение других видов лечения. Учитывается множество факторов и определяется оптимальная тактика лечения.
Внешняя лучевая терапия проводится на линейном ускорителе, который направляет пучок лучей (фотонов) или радиоактивных частиц (электронов) на опухоль. Аппарат не касается тела пациента, но может перемещаться вокруг него, направляя излучение со многих сторон и под разными углами. Такое лечение относится к местному, поскольку воздействует не на весь организм, а только на определенную часть тела.
При внутренней лучевой терапии внутрь тела помещается твердый или жидкий источник излучения. Внутренняя лучевая терапия с твердым источником называется брахитерапией. Как и внешняя лучевая терапия, брахитерапия является местным лечением и лечит только определенную часть тела. Чаще всего брахитерапия применяется при лечении рака шейки матки, тела матки, предстательной железы.
Внутренняя лучевая терапия с жидким источником называется системной терапией, поскольку воздействует на весь организм в целом. Источник вводится при помощи инъекции или капельницы, иногда пациенту нужно выпить специальный раствор — таким образом, препарат распространяется по всему телу, выявляет и убивает раковые клетки.

— Люди боятся радиации, поскольку уверены, что облучение опасно для здоровья. Как вы объясняете пациентам особенности метода и необходимость лучевой терапии для лечения рака?

— Да, некоторые пациенты обеспокоены безопасностью лучевой терапии. Но радиация в медицине успешно используется более 100 лет.
Прием пациентом лучевой терапии в нашей Больнице начинается с решения мультидисциплинарного консилиума, в котором участвуют врачи разных специальностей, включая хирургов, онкологов, радиологов, патологов — нужна ли лучевая терапия в данном случае, на каком этапе она будет применяться во время комплексного лечения. Лучевой терапией занимается целая команда специалистов — лучевые терапевты, физики, дозиметристы, инженеры и лаборанты, которые проводят лечение. Мы знаем дозы, которые необходимы в каждом конкретном случае, чтобы излечить эту опухоль. Дозы, которые можно дать на органы риска, чтобы не возникли серьезные функциональные изменения. Лечение тщательно планируется, чтобы максимально воздействовать на опухоль, избегая при этом здоровых тканей.
Во время лечения команда врачей проверяет и перепроверяет план терапии. Также используется специальное программное обеспечение для контроля и перепроверки аппаратуры. Мы должны быть уверены, что лечение проводится должным образом.
Опасение, что пациенты, которые проходят дистанционную лучевую терапию, становятся радиоактивными — не более чем миф. Есть только один нюанс, когда во время брахитерапии крошечные радиоактивные источники имплантируются в опухоль или в окружающую ее ткань. Это не опасно, однако онколог-радиолог обязательно объяснит меры предосторожности, которые могут потребоваться пациенту и его окружению.

— В LISOD совсем недавно установили новый линейный ускоритель. Правда ли, что лечение на этом ускорителе проходит намного быстрее и требуется меньше процедур, чем на других аппаратах? Какие еще преимущества есть у этого ускорителя?

— До появления линейных ускорителей лечение лучевой терапией планировалось, исходя из клинической картины. Для уточнения расположения опухоли проводили рентген. Болезнь получала свою дозу радиации, но в то же время сильно страдали окружающие ткани.
Наш новый аппарат Halcyon от американского производителя VARIAN — это современный линейный ускоритель, дизайн которого был специально разработан для достижения максимального комфорта пациента и в то же время высокого качества лечения.
Halcyon — невероятно мощный и в то же время очень простой в управлении аппарат. Все процессы усовершенствованы и сокращены во времени. Сеанс лечения занимает всего несколько минут. Распределение дозы внутри опухоли обеспечивает многолепестковый двухслойный коллиматор нового поколения. Низкий уровень шума положительно и успокаивающе воздействует на пациента.
Многоуровневая система безопасности предупреждает возможные ошибки и обеспечивает надежность аппарата.

— Каким образом достигается точность лучевого лечения в LISOD? Действительно ли можно облучать опухоли любой формы — и это безопасно для близлежащих здоровых органов? Кто рассчитывает и контролирует процесс облучения?

— Как я уже говорил, многое зависит от команды, от подходов, от решения основного вопроса — что надо облучать, как надо облучать, в каких дозах, на каком месте будет лучевая терапия в ходе комплексного лечения. Конечно, аппарат играет значительную роль. Ведь главная задача — подвести максимальную дозу на опухоль и минимизировать отрицательное воздействие на здоровые ткани. Многолепестковый коллиматор может воссоздать любую форму поля облучения. Кроме того, во время самого облучения можно делать снимки, и проверять, и корректировать план облучения. Это то, что обеспечивает максимальный эффект облучения и снижает побочные явления.

В сознании многих прочно засел миф о неизлечимости рака, как следствие этого — патологический страх. Люди боятся даже простого профилактического визита к врачу-онкологу, из-за этого часто обращаются за помощью уже на последних стадиях болезни. А результаты успешного лечения онкологических заболеваний непосредственно зависят от профессионализма команды врачей и от того, на каком этапе начато лечение. Поэтому не откладывайте консультации и не пропускайте скрининги!

Доверьтесь лучшим специалистам, позвоните в Контакт-центр LISOD:
0-800-500-110 — бесплатно по Украине;
+ 38-044-277-8-277 — ежедневно с 8.00 до 20.00.

 

Другие новости