Кто определит рак по запаху?
По мнению зарубежных экспертов, уровень онкологии в Украине по-прежнему остается достаточно низким, тем не менее мировые возможности борьбы с раком продолжают расширяться и надеятся есть на что.
Достижения современной онкологии направлены на постепенное расширение общепринятых стандартов по лечению онкозаболеваний. То, что подразумевается под так называемой индивидуальной терапией, на практике означает исследование и внедрение современных технологий диагностики и методов лечения, основанных на генетических исследованиях раковых клеток и протекающих в них процессах. «Если говорить, что ожидает онкологию через десять лет, – рассказал профессор Феликс Ковнер (Израиль), – можно быть уверенным: первое – в улучшении качества диагностики, например, в использовании так называемой трехмерной маммографии, второе – будут применяться более точные и щадящие методы хирургической помощи (без повреждения здоровых тканей и клеток), и наконец, третье – медицина добьется расширения и улучшения лекарственного арсенала».
В частности, разрабатываемое сегодня во всем мире направление нано-технологий позволит в скором будущем создать специальное приспособление, которое позволит диагностировать опухоли, определять наличие метастазов и остаточных раковых клеток по запаху. В современной противоопухолевой фармакологии уже намечаются тенденции к применению лекарств биологической, а не химической (синтетической) природы. «Существующая медикаментозная терапия, – заметил г-н Ковнер, – вскоре достигнет стадии плато, за которым открывается путь к биологическим лекарствам».
На распутье каждый совет дорог.
На вопрос, каковы основные минусы отечественной онкологии, Феликс Ковнер ответил лаконично: отсутствие организации. В Украине, по мнению профессора, существуют все необходимые ресурсы для успешной борьбы с раком, но печальные цифры статистики будут расти, если система здравоохранения не организует, наконец, адекватный ответ на онко-угрозу – т.е., как минимум, обеспечит своевременное диагностирование и адекватные общедоступные методы лечения. «В Украине на всех уровнях существует огромная общественная потребность в развитии онкологии, – рассказал «24» руководитель совета консультантов клиники «ЛИСОД», профессор Авраам Кутен. – Не стоит ждать, пока правительство возьмет ситуацию в свои руки, ни одна (даже наиболее обеспеченная) страна в мире не в силах вылечить всех своих онкобольных за государственный счет. Поэтому имеет смысл проводить работу на уровне общественных организаций. В Украине большие перспективы как по созданию общественных онкологических структур, так и по открытию частных лечебных и исследовательских центров».
Не согласится трудно, тем более если учесть, что программа скрининга того же рака молочной железы (широкомасштабной системы массового диагностирования) у нас до сих пор лежит на полках чиновников, ожидая своего воплощения в жизнь.
Что наша жизнь...
Ответ иностранных специалистов на вопрос, по каким причинам украинские граждане уезжают лечиться за рубеж, двузначен.
«Субъективные причины, – говорят эксперты, – это существующие психологические стереотипы, что «там, где нас нет – всегда лучше». А объективные причины – в том же Израиле, система лечения, реабилитации и ухода за пациентом, несмотря на общие стандарты, на уровень выше украинской. Система диагностирования в Украине оставляет желать лучшего, не утешают и отзывы об отечественных методах лечения. «В Украине нет врачей-онкологов, есть квалифицированные хирурги, которые занимаются онкологией», – таков негласный вердикт зарубежных экспертов. На практике это значит, что основным способом борьбы с онкозаболеваниями (в частности – с раком молочной железы, а также раком мозга) остается радикальное вмешательство.
Операция или жизнь – это «украинская рулетка», шанс поиграть в которую для рядового украинца с каждым годом только повышается.
Автор: Люба Гук, «24»