Когда врач на стороне пациентки
Каждый год в мире онкологии происходит множество выдающихся событий. Исследователи и врачи разрабатывают все более действенные способы диагностики и лечения рака, щадящие органосохраняющие методики операций; ученые получают удивительные лекарства, позволяющие целенаправленно уничтожать клетки опухоли. Самое главное, что эти открытия не просто становятся темами научных трудов, а интегрируются в протоколы лечения лучших мировых онкоцентров и спасают десятки тысяч жизней на всей планете. И Украина — не исключение! О подходах и методах лечения рака груди и о том, что такое европейский маммологический центр, каковы его функции и задачи, мы беседуем с известным хирургом-онкологом, руководителем Центра современной маммологии Больницы израильской онкологии LISOD Андреем Жигулиным.
Андрей Валентинович, существует ли универсальная процедура, позволяющая вылечить рак молочной железы?
Интересно, что именно этот вопрос задают многие мои пациентки. Они спрашивают, можно ли вылечить рак молочной железы только одним способом: радиотерапией или химиотерапией, или хирургией. Мой ответ: чаще всего — нет. Лишь крайне редкий случай может быть исключением: если заболевание обнаружено на самой ранней стадии, и опухоль негормоночувствительная. В этой ситуации действительно все проблемы решает операция. Но такие случаи — абсолютное меньшинство: всего 1% от общего количества. Во всех остальных случаях необходимо только комбинированное лечение с применением нескольких методов. Когда пациентка приходит на консультацию, мы стараемся сразу предупредить, что лечение будет комплексным, довольно длительным, требующим психологических и физических усилий.
С чего начинается лечение?
С правильной диагностики. Первая задача наших специалистов — с помощью самых современных методов не пропустить признаки заболевания и на основе гистологических исследований установить диагноз. Все материалы биопсии мы направляем в ведущие немецкие и греческие лаборатории. Выбор тактики лечения напрямую зависит от результатов исследований.
Что же происходит дальше?
Как правило, радикальное лечение начинается с хирургической операции. При этом большое внимание уделяется эстетическим результатам операции и желаниям пациентки. Операция планируется так, чтобы минимизировать деформации груди. Если необходимо полное удаление молочной железы, мы предлагаем тот или иной вариант реконструкции. Благодаря современному развитию хирургии такой подход реален, безопасен, в большинстве случаев не требует каких-то сложных технологий. Химиотерапия и радиотерапия назначается в соответствии с международными протоколами с учетом каждой конкретной ситуации. Самое главное во всем процессе лечения — желание врача стать на сторону пациентки.
Что это значит — стать на сторону пациентки?
Это значит, что реабилитация начинается с момента первого обращения в больницу. Необходимо поддержать женщину: она должна понять, что рак молочной железы — не приговор, что с заболеванием можно и нужно бороться. Многие наши пациентки вышли из этого испытания победительницами. Сегодня они живут ярко и полноценно, счастливы в семьях.
Вы руководите Центром современной маммологии. В чем его основное отличие от привычных для нас медучреждений, где занимаются лечением рака груди?
Чтобы результат лечения был именно таким, к организации медицинского процесса предъявляются высокие требования — формируется специальная команда врачей, которые работают в тесном сотрудничестве. Все их действия скоординированы: каждый доктор понимает, что выполняет часть большой и важной работы, в центре которой стоит пациентка с ее потребностями, желаниями, представлениями. Для реализации концепции, безусловно, необходимы современное оборудование и материалы. Таким образом, подразделение должно обладать техническими и организационными возможностями для проведения всех этапов диагностики и лечения. Именно такое подразделение и называется Маммологическим центром.
Существуют особые критерии?
Да, современные центры маммологии работают по критериям, которые закреплены и оформлены специальными организациями, — это европейский и мировой стандарт. Международные организации формируют критерии, обновляют их, следят за их внедрением. В Европе сегодня действует программа по сертификации маммологических центров, которые должны заниматься лечением опухолей молочных желез. Сравнительные исследования результатов в специализированных и неспециализированных центрах четко показали статистически достоверную разницу в качестве лечения, реабилитации, количестве выздоровевших пациенток.
Как я могу убедиться, что обратилась именно в такой центр?
Например, наш Центр зарегистрирован в международной сети маммологических центров Breast centers network. Это означает, что подразделение полностью соответствует европейским критериям маммологических центров. Женщине, которую постигла беда, наши специалисты в полной мере окажут помощь на мировом уровне.