Достаточно ли вы знаете о радиотерапии?
Разрушить опухоль, уничтожить оставшиеся злокачественные клетки, замедлить дальнейший рост образования — вот, в чем главные задачи современной радиотерапии. Лучевая терапия сегодня — один из наиболее эффективных методов борьбы с раком, используется при лечении большинства онкологических заболеваний.
Однако не все так просто. К тому моменту, когда пациент попадает в отделение радиотерапии, он должен пройти большой путь — от точной диагностики до получения заключения консилиума с разработанным оптимальным планом лечения. Именно так происходит в мировых онкологических центрах. Возможно, к этому времени какой-то этап уже будет позади, т. к. лучевая терапия может применяться и как лечебная, и как неоадъювантная (до операции), и как адъювантная (после операции), и как паллиативная для поддержания качества жизни. В каждом конкретном случае это определяется индивидуально: зависит от типа опухоли, от распространенности процесса, от физического состояния пациента.
Рассказывает израильский клинический онколог, руководитель отделения лучевой терапии больницы LISOD доктор Цви Бернштейн: «Визит пациента в наше отделение начинается со встречи с радиационным онкологом, который проводит планирование облучения на компьютерном томографе. Это делается для того, чтобы получить четкую картину лучевой терапии, которую человек пройдет в отделении. Врачи и медицинские физики просчитывают план лечения так, чтобы подвести максимально эффективную дозу на опухоль и уменьшить отрицательное воздействие на здоровые ткани».
Облучение может быть дистанционным с использованием линейных ускорителей или контактным (брахитерапия — подведение источников излучения непосредственно в ткани и органы). Для применения этих методов необходима современная материальная база и опытный грамотный персонал.
«У нас действуют два линейных ускорителя американской фирмы Varian. Но, чтобы человек прошел успешно лучевое лечение, одного оборудования недостаточно. Нужна совместная слаженная работа целой группы людей: медицинских физиков, радиационных онкологов, инженеров и рентген-лаборантов. Рентген-лаборанты — это специалисты, которые непосредственно проводят лучевую терапию. Именно такая наша команда обеспечивает результативность и безопасность лечения. У нас работают замечательные врачи — грамотные, с большим опытом, прошедшие стажировку в ведущих клиниках в Израиле», — говорит Цви Бернштейн.
Команда, оборудование, желание помочь и знания, как это сделать правильно, — главные составляющие успеха радиотерапии. Потому так важно для пациента пройти курс лечения в одном учреждении и даже у одного специалиста. Ведь именно в центрах, где есть линейные ускорители, планирование лучевой терапии осуществляется с помощью компьютерного томографа (используется трехмерное планирование 3D). Врач готовит план индивидуально для каждого больного с учетом его анатомии. Доктор несет полную ответственность за этого пациента. Специалист видит, какая дозовая нагрузка идет на опухоль, под какими углами. Если человек прервет лечение, чтобы продолжить радиотерапию в другой больнице, там просто не смогут повторить план. Ведь далеко не все зависит от оборудования. Главное — опыт и квалификация врачей. Профессионалы, которые видят пациента во время КТ-симуляции, готовят план лучевой терапии так, чтобы не навредить человеку и, в то же время, провести лечение в полном объеме.