Что обсудили эксперты на Конгрессе ESGO? Рассказывает Алла Винницкая
В Вене завершился Конгресс ESGO — Европейского общества гинекологических онкологов. Это масштабный медицинский форум, который ежегодно собирает не только европейских специалистов, а и врачей со всего мира. Профессионалы обсуждают актуальные проблемы и новые перспективы лечения злокачественных опухолей женской половой сферы.
Традиционно в Конгрессе ESGO активно участвуют ведущие доктора Больницы израильской онкологии. В этом году главный врач профессор Алла Винницкая и хирург Дмитрий Голуб представили коллегам два постерных доклада — опыт LISOD в лечении онкогинекологических заболеваний.
О самых важных темах, обсуждаемых на Конгрессе, мы спросили Аллу Винницкую.
Обсуждались ли на форуме новые эффективные препараты?
Да. Очень интересной была секция по лечению рака яичников. Самая активная дискуссия развернулась вокруг так называемых PARP-ингибиторов. Речь шла о новом препарате, который называется Олапариб. Если раньше это лекарство мы назначали только пациенткам с мутациями гена ВRСА, то сейчас уже есть доказательства, что большинство пациенток отвечает положительно на Олапариб, независимо от наличия или отсутствия мутации.
О каких еще новшествах говорили лучшие онкогинекологи мира? Какие перспективы у наших пациенток?
Перспективы очень хорошие — в частности, это новые возможности заместительной гормональной терапии прооперированных по поводу рака яичников и рака эндометрия. Происходит настоящая революция — в корне меняется то, что всегда было «табу» для гормонозависимых опухолей.
Если раньше считалось, что адъювантная (послеоперационная) гормональная терапия может вызвать рецидив, то сейчас уже есть работы, доказывающие что такая терапия существенно продляет жизнь (в сравнении с теми, кто не получал гормональное лечение) и, главное, дает женщине возможность жить ярко и полноценно.
На Ваш взгляд, что все-таки сейчас выходит в мире на первый план по лечению гинекологического рака?
Малотравматичная лапароскопическая хирургия. Сейчас ее все больше и больше применяют в мире. Уже не только при раке шейки матки и раке эндометрия, а и при раке яичников, во многих странах операции с массивным удалением пораженных тканей и органов проводят лапароскопическим методом. Собственно, медицинский мир приходит к тому, что мы в LISOD делаем уже на протяжении семи лет.
Какие еще темы, кроме медикаментозного и хирургического лечения, Вы обсуждали с коллегами на Конгрессе?
Много внимания уделялось психологической помощи. Это было очень интересно. Ведь у нас такую помощь оказывают давно — со дня основания больницы с пациентами работают психологи.
Очень важную проблему, которую часто замалчивают, подняли на завершающей выездной сессии в Венском сецессионе. Тема сессии называлась «Сексуальность и онкология». К сожалению, такие вопросы пациентки редко с нами обсуждают. Лечение бывает разное: и операция, и лучевая терапия; кроме того, бывает выведена колостома. Все это влияет на сексуальную жизнь женщины. Такие проблемы решают с онкогинекологом и психологом. Мы говорили как раз о том, что с темы нужно снять «печать». Врач должен еще до начала лечения объяснить пациентке, что эту проблему будет с ней обсуждать, что табу нет, что вместе найдем ответы на все вопросы, связанные с сексуальной жизнью и во время, и после лечения.
Вы известный в мире онкогинеколог, врач с огромным опытом. Что дает Вам и другим экспертам конгресс, который собирает лучших специалистов из разных стран?
Бесспорно, есть большой опыт, много лет работы, много вылеченных пациенток. Однако такой представительный форум дает толчок, новый импульс, происходит систематизация знаний. Мы все много читаем, в курсе мировых достижений, но когда слушаешь коллег, когда обсуждаешь, дискутируешь, все понимаешь на другом уровне, еще более высоком.
Хочется отметить очень хорошую организацию — любой участник мог задать вопрос от аудитории у микрофона, выяснить то, что важно. Можно было подойти в кулуарах к лектору, который тебя заинтересовал, обменяться с ним впечатлениями. На маленьких семинарах это происходило особенно активно, потому что мы общались не только с лекторами, но и между собой, узнавали новые для себя вещи. Это всегда встреча единомышленников, друзей.
И главное — все, что происходило на Конгрессе, все, что мы обсуждали, — не просто теория, а методы, которые можно применять на практике и которые однозначно помогут нашим пациенткам.