Не приговор, а болезнь, которую нужно лечить
Сегодня в эфире Europa Plus мы говорили о важности раннего выявления онкологических заболеваний и о возможностях современных методов лечения.
Гость программы — израильский клинический онколог Больницы израильской онкологии LISOD, лучевой терапевт, стаж работы которого превышает 40 лет, Цви Бернштейн — уверен, что рак — это не приговор, это такая же болезнь, как все остальные. Предубеждения и мифы о том, что злокачественные опухоли неизлечимы, совершенно не соответствуют действительности.
«В ранних стадиях практически все виды злокачественных опухолей излечимы. Сейчас есть очень много новых методов лечения, которые совершили революцию в лечении рака. Раньше люди с распространенной формой болезни погибали в течение нескольких месяцев, а сейчас они живут годы. Каждый месяц появляются новые препараты, многообещающие, которые по сравнению с более старыми препаратами дают более эффективную выживаемость без рецидивов и без прогрессии. Поэтому я очень оптимистичен», — отметил доктор.
Для успешного лечения очень важно обнаружить заболевание на ранней стадии. Цви Бернштейн посоветовал радиослушателям следить за своим здоровьем и регулярно проходить скрининговые обследования. Например, для женщин это исследование молочной железы (УЗИ и маммография) и гинекологическое обследование, мужчинам стоит делать колоноскопию — исследование толстого кишечника. И конечно, если возникают какие-то жалобы, всегда нужно обратиться к врачу.
Доктор Бернштейн рассказал, что есть несколько способов лечения онкологических заболеваний. Основным методом до сих пор остается хирургический. Он применяется на ранних стадиях, когда можно удалить полностью опухолевое образование. Кроме того, могут применяться лучевая терапия, химиотерапия, биологические методы лечения (иммунотерапия, таргетная терапия), фотодинамическая терапия, гипертермия — есть очень много современных способов воздействия на опухоль.
«Лучевая терапия применяется уже более ста лет. За счет прямого действия на ДНК клеток или непрямого действия за счет ионизации клетки опухоли погибают, — отметил доктор. — Да, повреждения получают и здоровые клетки. Но особенность здоровых клеток в том, что они могут их исправить. И когда мы говорим о классической лучевой терапии, когда запланированная доза облучения проводится фракциями (ежедневными небольшими дозами), то за время перерыва между фракциями здоровые клетки восстанавливаются, а опухолевые клетки погибают».
Лучевая терапия, как правило, как интегральная часть входит в общий комплекс лечения онкологической патологии — хирургия, лучевая терапия плюс-минус химиотерапия. «Зачастую место лучевой терапии в этой цепочке лечения опухоли должно быть определено изначально консилиумом различных специалистов. Например, большая опухоль, мягкотканная, саркома мягких тканей бедра. Хирургическое вмешательство, проведенное с самого начала, может повлечь серьезные функциональные нарушения. Ведь для того, чтобы удалить опухоль с чистыми краями, нужен очень большой разрез и резекция очень большого объема здоровых тканей, — рассказал Цви Бернштейн. — Доказано, что если перед оперативным вмешательством мы проводим лучевую терапию, мы уничтожаем микроскопическое распространение опухоли, уменьшаем эту опухоль, то тогда хирургическое вмешательство будет менее травматичным, более функциональным и вероятность того, что опухоль будет удалена полностью с чистыми краями намного увеличивается».
Большинство опухолей головы, шеи, слизистых оболочек можно вылечить сочетанием лучевой и химиотерапии. То же самое лечение предусмотрено при неоперабельном раке шейки матки. «Проводится наружная лучевая терапия и внутренняя брахитерапия, введение радиоактивных источников непосредственно в саму опухоль или в полости организма. Чтобы вылечить рак шейки матки, нужна очень большая доза облучения. Провести эту дозу через другие органы, через таз не представляется возможным. В таком случае часть облучения дается наружным облучением, а остальная часть — через внедрение специальных аппаратов в эту зону и облучение изнутри».
В Больнице израильской онкологии LISOD установлены два линейных ускорителя Varian. «Когда мы начинали в 2007 году, это были первые линейные ускорители в Украине. Сейчас есть и другие ускорители, достаточно современные, — отметил доктор. — Но что основное в проведении лучевой терапии, от чего зависит качество и эффект? Я бы сказал, что многое зависит от команды, которая работает, от подходов, от решения основного вопроса — что надо облучать, как надо облучать, в каких дозах, на каком месте будет лучевая терапия в ходе комплексного лечения. Конечно, аппарат играет значительную роль. Ведь главная задача — подвести максимальную дозу на опухоль и минимизировать отрицательное воздействие на здоровые ткани. В головке линейного ускорителя есть так называемый многолепестковый коллиматор, который может воссоздать любую форму поля облучения. Кроме того, во время самого облучения можно делать снимки, и проверять, и корректировать план облучения. Это то что обеспечивает максимальный эффект облучения и снижает побочные явления».
Чтобы вылечиться от рака, очень важно найти хорошую больницу и врача, которому можно доверять. В настоящее время много разных подходов к лечению онкологических заболеваний и услышать второе мнение всегда полезно. Даже если вам назначили какое-то лечение, желательно получить второе мнение, чтоб решить, что лучше именно для вас. «Когда вам назначают лечение, врач должен объяснить его эффективность, вплоть до того, какой процент ответа на этот протокол, какие есть шансы у пациента, получающего такое лечение. И если врач не убедил вас в том, что это лечение оптимальное в вашем случае или отказался отвечать на ваши вопросы — это не подход к лечению онкологии, — акцентировал Цви Бернштейн. — Каждый день ко мне в кабинет приходят люди, которых мы вылечили. И это то, что позволяет и помогает нам, врачам, продолжать работать долгие годы в этой тяжелейшей сфере. Нет большего счастья, чем вылеченный пациент, который пришел к тебе!»