«Правильная» химиотерапия. Лечение с рядом преимуществ

Для борьбы с раком требуются силы пациента, а еще — знания многих врачей, чтобы лечение было эффективным, а побочные эффекты — минимальными. Выбор больницы или врача для прохождения химиотерапии — это важное решение, которое обязательно нужно принять осознанно. Получить ответы на все свои вопросы стоит еще до начала лечения, чтобы не бояться того, что принесет завтрашний день.

Клинического онколога, химиотерапевта Зою Шкляр знают многие пациенты из Израиля, ведь она была онкологом больницы Рамбам, директором института женского здоровья Медицинского центра Хорев в городе Хайфа, а также ведущим ординатором онкологического отделения больницы Ха-Эмек г. Афула (Израиль). С 2009 по 2011 год Зоя Ефимовна работала клиническим онкологом LISOD, и к большой радости пациентов недавно снова вернулась в Украину и нашу больницу, возглавив отделение химиотерапии. На сегодня она — один из лучших химиотерапевтов Израиля, врач с уникальными знаниями, настоящий друг и опора пациентов — и мы гордимся тем, что в нашей команде есть специалисты такого уровня!

Мы обратились к доктору с вопросами, которые часто слышим от пациентов, и постарались разузнать все подробности проведения химиотерапии. Чем этот метод отличается от других? Как назначается лечение и что при этом учитывается? За какими препаратами будущее? Обо всем этом — читайте на нашем сайте.

— Зоя Ефимовна, с каждым годом лечение рака все больше совершенствуется и становится более эффективным. А как обстоят дела с химиотерапией? Можно ли сказать, что в этом направлении тоже произошли изменения?

— Естественно, изменения в химиотерапии происходят тоже. Сегодня она остается одним из основных методов лечения в онкологии. Что это за метод? Большинство людей, которые слышат слово «химиотерапия», уверены, что такое лечение назначается только  при онкологических заболеваниях. На самом деле это просто общее название лекарственных препаратов, созданных синтетически. Это системное лечение, которое при введении в организм действует на всех уровнях. Такие препараты применяются не только в онкологии, но и, например, в лечении инфекционных заболеваний. Есть масса антибиотиков, которые вводят в вену, их тоже называют системными, и это тоже химиотерапия.  Поэтому бояться слова «химиотерапия» не надо: это лекарства, которые помогают людям в той или иной ситуации.

Есть еще в онкологии другое понятие — лечение, которое мы называем местным. Это воздействие не на весь организм, а на отдельную его часть. Например, лучевая терапия — облучение отдельного органа или участка (молочной железы, позвонков, головы и т. д.). Или хирургия, во время которой удаляют какой-то орган, часть органа или патологический очаг. Это местное лечение. А к системному лечению относятся химически созданные препараты, гормоны, иммунотерапия, общеукрепляющие препараты — тоже химического действия, поэтому сложно очень коротко рассказать, какие изменения произошли в этом методе.

 — Что лежит в основе назначения правильной химиотерапии?

— Назначая лечение, врачи LISOD действуют в соответствии с международными протоколами и стараются от них не отклоняться. Благодаря протоколам мы опираемся на мировую статистику и применяем методы с доказанной эффективностью. Если мы лечим какую-то группу пациентов определенными веществами, мы понимаем, какие побочные эффекты могут возникнуть и какой результат можем получить. Обязательно учитывается точный диагноз, стадия болезни, сопутствующие заболевания и соответственно определяется тактика. Это называется правильной терапией. Неправильная терапия — когда люди вместо препаратов с доказанной эффективностью применяют любые лекарства, не учитывая, подходят они или не подходят, апробированы они или не апробированы. Такие подходы в принципе не приветствуются, хотя они, конечно, существуют, и я не могу сказать, что это такая уж большая редкость. Я считаю, что в лечении рака все же стоит придерживаться статистически выверенных протоколов, чтобы получить предсказуемый результат.

 — Как определяется лечение для конкретного пациента? Учитывается ли  еще что-то, кроме рекомендаций международных протоколов?

— Оптимальную тактику лечения индивидуально для каждого пациента в LISOD определяет консилиум различных специалистов. Это позволяет избежать ошибок и выбрать именно тот вариант лечения, который будет эффективным в данной клинической ситуации с учетом множества факторов. Доза препаратов определяется в соответствии с параметрами конкретного пациента (рост, вес) и в основном рассчитывается, исходя из площади тела. Лечение для двух человек, которые весят 70 кг и 120 кг, не может быть одинаковым: у них разные площади тела, как и возможности перенести эту химиотерапию. Кроме того, мы, конечно, учитываем возраст пациента. Таким образом, люди в 40 и 80 лет проходят лечение по одному протоколу, но с соответствующими модификациями. Если есть сопутствующие заболевания, плохие показатели крови, нарушена функция печени или почек, тоже проводится модификация, включающая еще и эти данные. Поэтому, естественно, мы учитываем абсолютно все, чтобы дать правильный протокол и получить необходимый результат с минимумом побочных эффектов.

 — Есть ли у пациентов в LISOD возможность получать препараты таргетной или иммунотерапии?

На сегодня LISOD является лидером по применению такого лечения в Украине. Таргетная и иммунотерапия — это та же системная терапия, о которой я уже говорила вначале. Просто она более приближена к конкретному заболеванию. Уже известно, что в каждой опухоли есть специфические «мишени», цели, и таргетные препараты воздействуют конкретно на них, а не на все клетки организма. Таким образом лекарства останавливают рост раковых клеток, блокируют формирование новых кровеносных сосудов, вызывают гибель клеток опухоли.

А иммунотерапия — очень широкое направление в онкологии в частности и в медицине в целом, и применяется при лечении массы заболеваний, в том числе неонкологических. Это лекарства, направленные на стимуляцию собственной иммунной системы человека. Ведь если мы с этой системой в ладах, то это лучшая защита от всевозможных заболеваний, в том числе от опухолей. Если иммунная система настроена и функционирует правильно, то может вовремя распознать возникновение и рост самой маленькой раковой опухоли и уничтожить ее. За этой системой и таким лечением — будущее. И сегодня мы до конца не знаем всех возможностей иммунной системы, и главные открытия еще впереди. Можно сказать, что мы находимся на самом раннем этапе развития подобных препаратов и познания своего собственного иммунного механизма защиты.

 — Всегда ли пациенты с онкологическими заболеваниями нуждаются в назначении химиотерапии?

Нет, химиотерапия нужна далеко не всегда. Есть масса пациентов, которым не назначают этот метод лечения. Как правило, это касается опухолей, которые находятся на начальной стадии или не чувствительны к химиотерапии (таких тоже немало, например, опухоли мозга). В таких случаях применяются другие лекарства, например, лучевая терапия. Гормонозависимые опухоли (часто такие встречаются при раке молочной железы) хорошо поддаются лечению гормонами, и химиотерапия не проводится. Поэтому не всем и не всегда мы рекомендуем химиотерапию.

 — Пациентов чаще всего страшат возможные побочные эффекты химиотерапии. Как справляться с плохим самочувствием?

До начала лечения мы всегда подробно рассказываем обо всем, чего можно ожидать от лекарств. Когда пациент выписывается из отделения, то обязательно получает с собой приложение к выписке — 2-3 листа, на которых подробнейшим образом расписано, что и как нужно делать, если возникают какие-то побочные эффекты. Конечно, если пациент начинает страдать от них, у него возникает стресс и даже паника, и  он забывает о полученных рекомендациях. Хочу отметить, что все побочные эффекты лекарств хорошо изучены и давно известны, отработаны алгоритмы их лечения. Если пациент плохо себя чувствует, то он может, во-первых, прочитать наши рекомендации, во-вторых, может обратиться к дежурному врачу и проконсультироваться. Ему всегда ответят и никогда не откажут.

 — Следует ли пациентам, принимающим химиотерапию, в чем-то ограничивать себя? Речь о питании, образе жизни, путешествиях...

Каждому пациенту мы всегда перечисляем, что ему можно, а чего нельзя. Все индивидуально и зависит от диагноза и уже проведенного лечения. У нас в больнице есть диетологи, которые дают рекомендации по питанию для каждого пациента. Если человек привык есть жареное, острое, соленое, то мы чаще всего советуем перейти на более умеренное и щадящее питание, которое не будет создавать дополнительной нагрузки желудку, почкам. Если человек перенес операцию на желудке и после этого получает химиотерапию, конечно, ему приходится изменить и питание, и образ жизни. А вот лишний вес у пациентки с раком молочной железы является дополнительным фактором риска. И мы настраиваем женщин на то, что после лечения они не просто должны хорошо и красиво выглядеть, им это жизненно необходимо. Лишний вес поспособствовал возникновению одной опухоли и может привести к другой. Поэтому если на этом этапе жизни женщина может собраться с силами и сбросить лишний вес, желательно это сделать.

Также стоит избавиться от вредных привычек — бросить курить, например. Алкоголь, курение, наркотики не способствуют улучшению здоровья. Но еще они мешают эффективному лечению, влияя на работу отдельных органов (страдают легкие, почки, печень и т. д.). Препараты химиотерапии достаточно токсичны сами по себе, но к этому мы еще добавляем никотин, смолы, алкоголь и т. д. Это может создавать ненужные взаимодействия между веществами и не позволяет достичь необходимый результат в лечении.

Что касается образа жизни, то мы просим, чтобы пациент по возможности много ходил, занимался физическими упражнениями, а если он раньше этого не делал, то очень нужно начать.

Путешествия — это всегда хорошо. Если человек может поехать куда-то по состоянию здоровья и по финансовым возможностям, это только приветствуется. Все, что отвлекает пациента от его состояния и лечения, — на пользу.  Депрессия и зацикленность на болезни ни к чему хорошему не приводит. Поэтому мы говорим — да, надо ехать, отдыхать, путешествовать, развлекаться. Конечно, стоит посоветоваться с врачом, сможете ли вы это сделать, анализы крови проверить. И если у него все в порядке, то почему нет? Это только приветствуется.

Другие новости